Меню сайта
Календарь
Архив записей
|
Положение о библиотеке
Положение о библиотеке в МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза В.М.Игнатьева с. Пружинки Липецкого муниципального района Липецкой области
1. Настоящее положение создано с целью упорядочивания работы библиотеки школы. 2. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 3. Деятельность библиотеки школы (далее – библиотека) отражается в Уставе МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза В.М.Игнатьева с. Пружинки Липецкого муниципального района Липецкой области. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 4. Цели библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями отдела образования, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором. 6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы. 8. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами охраны труда и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 10. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса – учащимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) учащихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) обеспечение свободного доступа к учебным и методическим материалам, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в школе; в) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащегося, развитии его творческого потенциала; г) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; д) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 11. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы в соответствии с основными и дополнительными образовательными программами школы; • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов учащихся и др.); • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся; • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации в организации образовательного процесса и досуга учащихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр); г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, web-страниц и т.п.); • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) учащихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся. Формирование библиотечного фонда школы осуществляется с согласованием с федеральным списком экстремистских материалов, запрещенных к распространению и определенных Федеральным законом № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». IV. Организация деятельности библиотеки Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно. 12. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др. 13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки. 14. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 15. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности. •условиями для эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 16. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 17. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несут директор школы и библиотекарь. 18. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. 19. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками Министерства культуры РФ. V. Управление. Штаты 20. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и уставом библиотеки. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы, по его поручению – заместитель директора школы. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом директором школы, учащимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета. 21. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) планово-отчетную документацию; в) технологическую документацию. 22. Порядок комплектования штата библиотеки школы регламентируется его уставом. 23. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. Трудовые отношения работников библиотеки школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде. VI. Права и обязанности библиотеки 24. Работники библиотек имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; г) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда; д) участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом школы; ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и администрацией или иными локальными нормативными актами; з) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; и) участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 25. Работники библиотеки обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, основными и дополнительными образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 26. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы; к) бесплатно пользоваться учебными и методическими материалами, необходимыми для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в школе. 27. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1-4-го классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 28. Порядок пользования библиотекой: а) запись учащихся в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) учащихся – по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 29. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия — учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц; периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 30. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 31. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем ин формации после предварительного тестирования его работником библиотеки; г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату; д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам охраны труда.
|
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Горячая линия Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» и Минпросвещения России по вопросам школьного питания
Наш опрос
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||