http://ege.edu.ru/ru/organizers/infographics/.
Официальный информационный портал ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с.Пружинки
____________Коробейникова Т.А..
Приказ № 145 от 06.09.2015
Программа подготовки к итоговой аттестации.
с.Пружинки
2015 год
Пояснительная записка.
Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение для школы. Экзамены дают возможность педагогическому коллективу подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения обучающихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и обучающихся.
I. Обоснование необходимости разработки программы
подготовки к итоговой аттестации.
Новые формы проведения итоговой аттестации школьников (ЕГЭ и ОГЭ) имеют ряд преимуществ. Для обучающихся – это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем обсуждения с членами комиссий учебных планов, программ, методик преподавания, отдельных разделов предметов и т.д.). Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.
Разработка и внедрение системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации является существенной частью научно-методической работы учебного заведения, которая может происходить поэтапно. В целях проведения планомерной, последовательной и систематической деятельности педагогического коллектива в данном направлении предлагается данная комплексная программа подготовки к итоговой аттестации.
Цель: создание и развитие организационно-методической системы подготовки обучающихся 5–11 классов школы к итоговой аттестации.
II. Основные приоритеты и принципы реализации программы.
• создание групп педагогов по осуществляемой деятельности в рамках программы;
• обеспечение преемственности в подготовке школьников 5–11-х классов к ГИА (предметы, параллели, классы).
• формирование у участников образовательного процесса (учителей и обучающихся) потребности в осуществлении данной деятельности;
• реализация принципов научности, последовательности, систематичности, непрерывности, преемственности, дифференциации и индивидуализации, гуманизма.
III. Механизмы реализации программы
1. Информирование всех педагогов школы о формах проведения государственной итоговой аттестации школьников с целью планомерной деятельности учителей по подготовке обучающихся, начиная с 5-го класса.
2. Целенаправленный и обоснованный отбор содержания и объема программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В).
3. Определение приоритетных направлений содержания образования, предусматривающих элементы творчества (уровень С).
4. Систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций), предусматривающих реализацию формы, используемой при ЕГЭ и ОГЭ.
5. Введение элементов данной формы контроля в 5, 6-х классах.
6. Периодическое применение данной формы контроля в процессе обучения школьников 7 – 11-х классов.
8. Создание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе подготовки учеников к экзаменам в новой форме (добровольность в выборе уровня, мотивация, стимулирование).
9. Информирование обучающихся и их родителей о формах проведения ГИА.
IV. Этапы работы коллектива по разработке и реализации программы
1. Изучение существующей литературы по проблеме, теоретических основ проведения итоговой аттестации.
2. Разработка программы подготовки к итоговой аттестации.
3. Отбор содержания образования для подготовки школьников к выполнению заданий типа А, В и С, коррекция образовательных программ.
4. Подбор и разработка учебных материалов разного уровня сложности (в соответствии с уровнями А, В и С).
5. Подбор и разработка диагностических материалов для определения эффективности образовательного процесса и планирования коррекции.
6. Определение традиционных и нетрадиционных форм работы с учениками по подготовке к экзаменам.
7. Разработка средств и технологий работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся 5–11-х классов к итоговой аттестации.
V. Функциональное обеспечение программы:
I. Администрация школы:
• организация просветительско-образовательной деятельности членов педагогического коллектива ОУ по проблеме;
• обеспечение реализации программы;
• регулирование и коррекция образовательного процесса в рамках реализации программы;
• анализ отчетов и информации исполнителей программы о промежуточных результатах ее реализации;
• заслушивание вопросов выполнения программы (запланированных этапов) на педагогическом совете;
• обсуждение авторских методик подготовки обучающихся к ГИА на заседаниях МО.
II.Методические объединения:
• обсуждение вариантов содержания образования, необходимого для выполнения уровней А, В и С;
• утверждение контрольно- измерительных материалов по текущим разделам образовательных областей, разработанных учителями;
• обсуждение результатов проведения контрольных мероприятий;
• обсуждение технологий организации коррекции учебной деятельности обучающихся, необходимой для повышения уровня их подготовленности к государственной итоговой аттестации.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы
“Подготовка к ГИА
Создание организационно-методической системы подготовки школьников к государственнойиитоговой аттестации, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Целеполагание – формирование готовности обучающихся к ГИА (системные знания и умения предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов; умения анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать информацию; развитые личностные характеристики – мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость).
2. Содержание – наличие банка обучающих заданий уровней А, В, С по предметам учебного плана образовательного учреждения; программ индивидуальных занятий, реализация которых способствует развитию готовности обучающихся к заданиям итоговой аттестации в новой форме; дифференцированных заданий, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых; содержание внеклассной деятельности по усвоению школьниками заданий А, В, С.
3. Технологии формирования у обучающихся знаний, общеучебных и специфических умений и навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ, которые разрабатываются учителями, обсуждаются на методических объединениях, проверяются на эффективность и внедряются в образовательный процесс учебного заведения.
4. Оценка готовности выпускников школы к участию в государственной итоговой аттестации на основе контрольно-измерительных материалов и применения методики осуществления мониторинга уровня этой готовности.
Этапы проведения ГИА
1. Подготовительный
• Проведение совещаний с учителями, обучающимися и их родителями.
• Определение выпускниками предметов по выбору.
• Формирование списка обучающихся, ГИА которых должна проводиться в форме ГВЭ
• Проверка выполнения учебных программ в выпускных классах.
• Планирование и организация заключительного повторения.
• Формирование методического комплекса, разрешенного для использования обучающимися в ходе проведения экзаменов (таблицы, сборники, справочники, словари и т.п.).
• Проведение установочных и тематических консультаций.
• Оформление «уголков подготовки к экзаменам».
• Формирование подгрупп для подготовке к сдаче экзаменов.
• Подготовка памяток и инструкций для экзаменующихся, учителей.
• Проведение педсовета о допуске к ГИА.
• Издание приказа о допуске к ГИА.
• Подготовка ведомостей для сдачи экзамена.
2. Процедура экзамена
• Работа организаторов во время проведения экзамена.
• Подведение итогов экзамена (подведение итогов экзамена с выпускниками, подготовка анализа по итогам, заполнение журналов).
3. Заключительный
• Подготовка приказа по результатам ГИА.
• Оформление документации для получения аттестатов.
• Оформление аттестатов.
• Оформление книги выдачи аттестатов.
• Анализ результатов ГИА
Деятельность по подготовке к ГИА различных участников образовательного процесса
Деятельность классного руководителя выпускного класса
• Подготовка итоговой ведомости для выписки аттестатов.
• Организация выбора выпускниками предметов для прохождения ГИА (заявления, списки, сводная ведомость).
• Контроль посещения выпускниками консультаций.
• Связь с родителями по организационным вопросам.
• Оформление аттестатов и книги их выдачи.
• Оформление личных дел выпускников и передача их в архив школы.
Деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе
• Изучение профессиональных намерений выпускников.
• Выявление закономерностей, связанных с выбором предметов для прохождения ГИА.
• Консультации выпускников и учителей выпускных классов.
• Проверка выполнения программ и практической части в выпускных классах
• Организация просветительско-образовательной деятельности членов педагогического коллектива ОУ по ГИА.
• Обеспечение реализации программы по подготовке к итоговой аттестации.
• Анализ отчетов и информации исполнителей программы о промежуточных результатах ее реализации.
· Техническая работа по распечатыванию бланков приказов и протоколов экзаменов.
Деятельность методического объединения по подготовке к итоговой аттестации
• Подготовка тренировочных текстов, тестов.
• Проведение смотров готовности к ГИА.
Деятельность родителей выпускников по подготовке к ГИА.
• Обеспечение своего ребенка канцелярскими принадлежностями.
• Обеспечение нормальной психологической обстановки накануне экзаменов, режима полноценного питания и отдыха своих детей.
• Обеспечение своевременного прибытия своего ребенка на экзамен.
Учителя составляют план подготовки обучающихся к сдаче экзамена, включая в план мероприятий следующее:
· предварительный анализ подготовленности обучающихся к экзамену (нулевой контроль по демонстрационной версии теста.);
· дифференцировка обучающихся по уровню подготовки;
· организация занятий с разными группами, исходя из результатов анализа подготовленности обучающихся;
· поэтапная работа над содержанием материала с учетом круга знаний, очерченным кодификатором, с обязательным контролем знаний после завершения работы над содержанием каждого из блоков;
· создание памяток для обучающихся по самостоятельной подготовке учебного материала;
· использование современных технологий (в том числе, информационных), нетрадиционных форм и приемов на уроках и во внеклассных занятиях;
· использование межпредметных связей при подготовке тем, требующих знаний по другим предметам;
· организация сотрудничества с родителями: изучение инструкций по проведению экзамена, консультации для родителей, информирование о результатах пробных работ.
План мероприятий
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
· повторять материал поэтапно, разделив его на блоки, ( в соответствии с кодификатором), с учетом ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий в прошлом году
· организовать регулярное тематическое тестирование, как во время планового изучения тем, так и в ходе целенаправленной подготовки к экзаменам
· учитывать практическую направленность тестов
· систематически и целенаправленно работать с основными терминами и понятиями, что позволит придать знаниям большую четкость, прочность и осмысленность.
· учить школьников пользоваться справочниками и словарями.
· учить обучающихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания с развернутым ответом, чему способствует составление планов небольших текстов учебника, планов предполагаемых ответов на вопросы , комментирование ответов товарищей, нахождение ошибок в логике высказываний.
· Рассматривать материал на двух уровнях сложности
· Совершенствовать методику контроля учебных достижений обучающихся, применяя для этого различные формы заданий , используемых на экзамене : с выбором одного или нескольких ответов, на установление соответствия и последовательности, техникой работы с ними.
· Задания этого типа необходимо систематически использовать в учебном процессе :
при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным курсам.
При подготовке обучающихся к сдаче экзамена использовать индивидуально-ориентированный подход


















